РЕЗИНОВЫЙ ПРОЕКТ ЛОПНУЛ?

Печать

Искать легкие пути решения сложнейших многолетних проблем – занятие неблагодарное и, как правило, обреченное на провал.

Таким провалом, по мнению «Вестей», стал проект по приему использованных автомобильных покрышек у населения за деньги, призванный избавить полуостров от залежей старой авторезины. Стартовал он в октябре 2020 года по поручению губернатора Камчатского края Владимира Солодова и, помнится, вызвал настоящий «резиновый бум». Гражданам платили по 100 рублей за одну старую автопокрышку при условии их сдачи в специализированные пункты приема (их было два, оба на территории ПКГО). К этим пунктам моментально выстроились вереницы машин, от желающих сдать старые автопокрышки за деньги не было отбоя. Однако счастье длилось недолго. Первый сбой в работе проекта произошел уже через три дня после его начала. Как и следовало ожидать, пункты приема оказались переполнены, их работу пришлось приостановить на несколько дней. Потом прием возобновили, но радость была испорчена. Покрышки стали принимать партиями по десять штук с предъявлением паспорта гражданина (чтобы не сдал несколько раз), а потом и вовсе установили строгую норму: не больше двух комплектов старой авторезины из одних рук. Принимали покрышки периодически, осенью и весной, установленная в 2020 году цена не повышалась. Все признаки того, что проекту не суждено решить поставленную задачу были налицо, но видеть этого чиновники долго не хотели.

Между тем еще в первые дни запуска «резинового» проекта, «Вести» предрекали подобное развитие ситуации на основании несложного расчета, показывающего, что мощность линии «Феникс» будет не в состоянии переработать всё поступившее от населения сырье («В» от 02.12.2020 года «Резиновый бум продлился недолго»). Последующие события подтвердили правильность этого прогноза: восторги по поводу нового проекта, так громко звучавшие при его рождении, быстро утихли, а старые автопокрышки, которых одно время в краевой столице действительно стало меньше, вновь появились на улицах. Постепенно даже до краевых чиновников стало доходить, что предложенное новое решение старой проблемы зашло в тупик.

Как и следовало ожидать, закончилось всё это плачевно. Краевое министерство ЖКХ и энергетики обратилось в суд с иском к ООО «Феникс». Предметом разбирательства, как не трудно догадаться, стали деньги, а именно 15 миллионов рублей, представляющих собой часть субсидии, полученной «Фениксом» из бюджета края на возмещение затрат по приему, перевозке (от пункта приема до мусоросортировочного комплекса) и переработке старой авторезины.

В краевом министерстве ЖКХ решили, что бюджетные деньги были потрачены с нарушениями. Во-первых, предприятие начало платить деньги населению за старые шины раньше, чем на его счет поступила субсидия. Во-вторых, авторезины переработали больше, чем было указано в соглашении.

Недавно арбитражный суд Камчатского края поставил точку в громком судебном разбирательстве. Доводы краевого министерства были отклонены. Суд счел, что «денежные средства были использованы ответчиком (ООО «Феникс». – Прим. ред.) по прямому целевому назначению и отказал истцу (Министерству ЖКХ и энергетики Камчатского края. – Прим. ред.) в удовлетворении заявленных требований.

Газета «Вести посвятила множество публикаций проблемам утилизации твердых бытовых отходов, в том числе и отработанных автомобильных покрышек, на Камчатке. Кроме названной выше, перечислим еще несколько: «В» от 14.08.2018 года «Подход к отходам»«В» от 02.10. 2018 года «Отход-им»«В» от 12.11.2019 года «Камчатский ОНФ – шум у моря»«В» от 14.10.2020 года «Резиновый бум» и ряд публикаций под общим названием «Невыносимый мусор». Корреспонденты газеты детально разобрались в том, как осуществляется работа по сбору и утилизации ТБО (в том числе относящихся к категории опасных) на практике. Единственная оценка, которой она заслуживает, по нашему мнению, может быть только одна – неудовлетворительная. Разрыв между тем, что происходит в реальности, и тем, о чем фантазируют наши управленцы, разительный. История с проектом по приему от населения переработанных покрышек за деньги еще раз проиллюстрировала этот неутешительный вывод.

А нам остается добавить, что если бы мусор было выгодно перерабатывать, проблема решилась бы сама собой: в муниципалитеты бы выстроилась очередь из предприятий, готовых переработать мусор, в том числе и старые автопокрышки. Не приходилось бы организовывать пункты по их приему, и тем более субсидировать затраты на покупку, перевозку и переработку отходов. И пока этого не случится, борьба с незаконными свалками и складированием старой авторезины в непредназначенных для этого местах на Камчатке будет напоминать борьбу с ветряными мельницами. Бороться можно долго, но мельницы в итоге окажутся победителями. Другими словами, уровень проблемы в очередной раз оказался выше управленческого уровня краевых чиновников из министерства ЖКХ и энергетики.

Наталья МАКСИМИШИНА