ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?

Печать
PDF

Данной публикацией «Вести» начинают цикл статей об истории и происхождении названий улиц краевого центра.

Начнем с улицы Красинцев (бывшая Казанчейская).

8 апреля 2020 года депутаты Петропавловск-Камчатского городского округа на 28-й очередной сессии приняли решение об установке у подножия сопки Никольской памятной доски в честь экипажа ледокола «Красин».

Арктический ледокол русского и советского флотов «Красин» был построен и спущен на воду в Великобритании 3 августа 1916 года. Первоначально судно было названо «Святогор», и в сентябре 1917 года оно вошло в состав российской военной флотилии Северного Ледовитого океана. Однако прослужило там оно не долго. Уже в следующем, 1918 году при советской власти «Святогор» был затоплен на мелководье в устье реки Чижовки при ее впадении в Северную Двину, неподалеку от Архангельска. В соответствии с советской историографией целью затопления судна было перекрытие пути кораблям интервентов в Архангельск. Впрочем, поднять его наступающим английским интервентам большого труда не составило. В феврале 1920 года уходящие англичане увели «Святогор» с собой. В 1922 году советское правительство выкупило судно у Англии, произошло это при активном участии известного кораблестроителя Алексея Николаевича Крылова и советского торгпреда в Великобритании Леонида Борисовича Красина, в честь которого ледокол и был назван в 1927 году.

Вскоре после переименования ледокол прославился на весь мир. 25 мая 1928 года при возвращении с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль арктической экспедиции итальянского исследователя Умберто Нобиле «Италия». Оставшиеся в живых члены экспедиции и сам Нобиле оказались среди ледяной пустыни. Из всех судов, посланных на выручку, лишь «Красин» смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей. На обратном пути экипаж ледокола оказал помощь германскому пассажирскому судну «Монте Сервантес» с полутора тысячами пассажиров на борту, которое получило пробоины, напоровшись на лед. За этот героический поход ледокол «Красин» был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Теперь расскажем о том, как экипаж ледокола «Красин» исторически связан с Камчаткой.

В сентябре 1933 года советский пароход «Челюскин» под командованием полярного капитана Владимира Воронина и начальника экспедиции члена-корреспондента Академии наук СССР Отто Шмидта был заблокирован льдами в Чукотском море. «Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Экипажу удалось выгрузить все необходимое на окружающие льды. В результате катастрофы погиб один человек, а на льду оказалось 104 человека. Все челюскинцы, которым пришлось провести два месяца в условиях полярной зимы на льдине, были спасены советскими летчиками. Ледокол «Красин» был отправлен на спасение челюскинцев из Ленинграда через Панамский канал. Пройдя за 57 дней 12 600 миль, ледокол 19 мая прибыл в бухту Провидения, где к тому времени уже находились спасенные челюскинцы. «Красину» осталась лишь вспомогательная работа по ледовой проводке пароходов «Сталинград» и «Смоленск» в Петропавловск-Камчатский, куда корабли прибыли 29 мая 1934 года. Руководство и жители города торжественно встретили экипажи судов. В обстановке всеобщего воодушевления был проведен митинг.

«Красин» простоял в Петропавловске-Камчатском более двух месяцев. За это время члены экипажа судна отремонтировали городскую школу, благоустроили улицу Казначейскую, перенесли на новое место (сквер по улице Ленинской) памятник Витусу Берингу, участвовали в обустройстве парка на Никольской сопке, сооружении эстрадной площадки. Механики ледокола капитально отремонтировали дизель городской электростанции, что обеспечило нормальное освещение Петропавловска, а судовые радисты усовершенствовали радиотрансляционную сеть.

За большую работу, проделанную красинцами в 1934 году, экипаж ледокола был занесен в «Почетную книгу Камчатки», а улица Казначейская была переименована в улицу Красинцев.

***

Еще одна из старейших улиц нашего города носит название в память о капитане легендарного парохода «Декабрист» Беляеве Степане Поликарповиче, одном из первых капитанов Камчатского морского пароходства.

«Вести» приводят текст очерка о знаменитом капитане, написанного историком и краеведом, специалистом Государственного архива Камчатского края Анастасией Сесицкой. Очерк опубликован в сборнике «Краеведческие записки 2019» (выпуск пятнадцатый):

«Наверное, мало кто знает, что «Декабрист» принадлежал не Камчатско-Чукотскому государственному морскому пароходству, а Дальневосточному, да и сам Степан Поликарпович проработал на Камчатке недолго – с 1949 по 1952 гг. У простого обывателя может возникнуть вопрос – почему же тогда посчитали необходимым увековечить память этого человека? И только людям, интересующимся историей Великой Отечественной войны и транспортного флота Дальнего Востока, хорошо известно, какой подвиг совершил экипаж «Декабриста».

До недавнего времени о С. П. Беляеве камчатские краеведы знали немного, только основные вехи его жизненного пути. В то время как на его родине – в г. Николаеве (на Украине), благодаря историку Евгению Григорьевичу Горбурову, подготовившему несколько публикаций о С. П. Беляеве, его имя известно достаточно хорошо. Как выяснилось из переписки сотрудников Государственного архива Камчатского края (ГАКК) с Е. Г. Горбуровым и заведующей музеем Николаевского морского торгового порта Т. Ульянкиной в 2016 г., в Николаеве до сих пор живет дочь капитана – Надежда Степановна Лозенко. Кроме того, в ходе взаимного обмена сведениями были восполнены имеющиеся белые пятна в биографии С. П. Беляева. Существенно дополнили биографию капитана личные дела, хранящиеся в ГАКК и Петропавловск-Камчатском городском архиве.

Степан Поликарпович Беляев родился 10 мая 1895 г. (по старому стилю – 27 апреля) в деревне Богоявленск Херсонской губернии (сейчас это один из районов Николаева) в семье плотника-печника. В метрической книге Богоявленской церкви за 1895 г. записан он как Стефан (церковнославянская форма имени), сын богоявленского мещанина Поликарпа Федоровича Беляева и жены его Ксении Павловны.

С пятнадцати лет работал, устроившись юнгой на парусное судно, а в 1912 г. поступил в Алешковскую мореходную школу (г. Алешки с 1928 г. переименован в г. Цюрупинск, ныне Херсонская область Украины). В автобиографии С. П. Беляев отметил: «Учился на собственные деньги, заработанные летом, у родителей помогать мне было нечем, отец зарабатывал мало». Весной 1914 г. окончил мореходную школу, выдержал экзамен на звание штурмана малого плавания. С 1914 по 1917 г. работал вторым и старшим помощником капитана, капитаном на пароходах Транспортной флотилии Черного моря. Жил на тех же судах, на которых плавал (по крайней мере так он указывал в анкете работника Дальневосточного государственного морского пароходства (ДВГМП) за 1937 г.). Весной 1918 г. выдержал экзамен на звание штурмана дальнего плавания.

Необходимо отметить, что для города Николаева 1918–1920 гг. были насыщены социальными и политическими потрясениями. В городе несколько раз менялась власть, некоторое время Украина была оккупирована немцами. Поэтому устроиться работать по специальности у Степана Поликарповича не получалось. Возможно, некоторое время в течение 1918 г. он был комиссаром Николаевского порта. К такому выводу пришли Е. Горбуров и Т. Ульянкина, в том числе сравнив элементы почерка и подписи С. П. Беляева на разных документах из николаевского и камчатского архивов.

С 1919 по 1929 г. С. П. Беляев работал помощником капитана на пароходах транспортных контор Николаева, Севастополя, Одессы. В 1920 г. он женился, его избранницей стала Елизавета Ивановна Коренева (в 1940 г. у Беляевых родилась дочь Надежда, единственный ребенок в этом браке).

В 1927 г. С. П. Беляев получил диплом на звание капитана дальнего плавания, а в 1929 г. по предложению Акционерного Камчатского общества (АКО) выехал в Гамбург на приемку парового траулера «Баклан». С этого времени судьба капитана тесно переплелась с Дальним Востоком. С 1929 по 1932 г. он участвовал в приемке и перегоне судов из-за границы для АКО. За время работы в АКО неоднократно поощрялся руководством премиями и благодарностями. Морская профессия позволила С. П. Беляеву посетить такое количество иностранных портов, что, заполняя личный листок по учету кадров в 1951 г., в графах «Был ли за границей» и «В какой стране» он указал: «Не был в Австралии и Южной Америке, в остальных был».

В 1932 г. недолго работал инспектором Тралтреста во Владивостоке, а затем капитаном в ДВГМП. В 1937 г. С. П. Беляев прошел военную переподготовку, ему было присвоено звание капитан-лейтенанта. С 10 июля 1941 г. Беляева перевели с парохода «Невастрой» капитаном «Декабриста» – самого большого из двухвинтовых грузовых пароходов в составе торгового флота СССР.

При длине 150 м он брал в свои пять трюмов 8 тысяч тонн груза и развивал скорость 12 узлов (примерно 22 км/ч). Пароход был построен в Англии в 1904 г., участвовал в историческом походе 2-й Тихоокеанской эскадры вице-адмирала Рожественского с Балтики на Дальний Восток в качестве транспорта, снабжавшего углем крейсера и броненосцы, и в знаменитом Цусимском сражении, закончившемся разгромом русского флота. Невооруженному транспорту удалось выйти из боя, оторваться от преследования противника и вернуться на Балтику. Тогда пароход назывался «Анадырь», а после Октябрьской революции в 1918 г. его переименовали в «Декабрист». В 1940 г. пароход передали ДВГМП.

В годы Великой Отечественной войны моряки советского торгового флота выполняли опасную и важную работу по перевозке грузов для фронта и оборонной промышленности из портов США и Великобритании. Из трех возможных путей их доставки наиболее коротким был северный, проходивший через Исландию и далее Баренцевым морем в Архангельск и Мурманск. Транспортные суда группировались по нескольку десятков и сопровождались английскими и американскими военными кораблями. Такие соединения назывались конвоями. «Декабрист» успел принять участие в двух полярных конвоях – PQ-6 и QP-5.

8 декабря 1941 г. «Декабрист» с грузами от союзников направился в Мурманск. Большую часть пути судно прошло благополучно, но на подходе к Мурманску конвой отклонился на помощь английскому транспорту. 21 декабря у входа в Кольский залив «Декабрист» подвергся атаке немецких самолетов, которые стали обстреливать его из пулеметов и пушек и бомбить. Экипаж открыл огонь по противнику из имеющихся на судне малокалиберных орудий. Из трех бомб, сброшенных на «Декабрист», две взорвались в воде, не причинив ему вреда, третья же, пробив верхнюю палубу, застряла в твиндеке (грузовом помещении) пятого трюма, откуда ее моряки осторожно вынесли на руках и вывалили за борт. Как записал С. П. Беляев в своем дневнике (опубликованном в газете «Водный транспорт» в 1960 г.): «Первое боевое крещение команда выдержала стойко».

В ночь на 22 декабря 1941 г. «Декабрист» ошвартовался в Мурманске. Он стал первым советским транспортом, пришедшим сюда с грузами по ленд-лизу. Капитана Беляева и экипаж с благополучным возвращением лично поздравил начальник Главсевморпути Иван Дмитриевич Папанин, находившийся в Мурманске. Разгрузка прошла быстро, и 13 января 1942 г. «Декабрист» отправился в очередной рейс.

В связи с разгромом фашистами конвоя PQ-17 и большими потерями в конвое PQ-18 летом 1942 г. союзники временно прекратили отправку новых групп судов. Они решили, что теперь суда будут пытаться по одному, «капельно», прорываться из Исландии в Мурманск и Архангельск. Поэтому 31 октября 1942 г. «Декабрист» отправился из Рейкьявика в одиночное плавание к Мурманску. На его борту находилось 80 человек: 60 – экипаж судна и 20 – военная команда, обслуживавшая пушки и пулеметы. Утром 4 ноября в Баренцевом море, в шестидесяти милях к югу от норвежского острова Надежда, «Декабрист» был атакован эскадрильей немецких бомбардировщиков и торпедоносцев.

В своем дневнике С. П. Беляев вспоминал, что экипажу «Декабриста» пришлось отразить девять атак торпедоносцев и две бомбардировщиков. Еще одна стала роковой – торпеда попала в носовую часть парохода. Целых десять часов команда боролась за живучесть. Имея большой крен, «Декабрист» стал медленно погружаться. Команда успела пересесть в четыре шлюпки. Капитан Беляев хотел погибнуть вместе с пароходом, но это не позволила сделать команда, заявив, что в таком случае она тоже останется на «Декабристе».

Поиск спасшихся моряков было приказано производить двум подводным лодкам Северного флота С-101 и С-102, но он к успеху не привел. Шлюпки со спасшимися моряками разметал шторм. Через десять дней шлюпку, в которой находился капитан Беляев и 18 моряков, прибило к необитаемому острову Надежды (норвежцы называют его Хопен). Большинство моряков уже находились в тяжелом состоянии от голода, холода и жажды. Обследуя остров, они наткнулись на старый сарайчик – хижину норвежских зверобоев. Почти сразу высадившаяся на остров часть команды стала нести потери – люди замерзали или умирали от болезней. Остались в живых только четверо: капитан, судовой медик Надежда Матвеевна Наталич, матросы Бородин и Лобанов. От гибели их спас запас консервов, взятый в шлюпку с «Декабриста», найденные позже шесть мешков муки и выброшенные морем несколько бочонков со сливочным маслом. Морякам досаждали не только болезни и холод, но и медведи, одного из них капитану удалось убить. Спустя некоторое время они обнаружили на южной стороне острова деревянный домик и лодку-плоскодонку. Ее отремонтировали, появилась надежда летом пробиться к родным берегам. Но летом 1943 г. их засек немецкий самолет, и вскоре, в июле 1943 г., возле острова появилась норвежская подводная лодка под командованием немецких офицеров. Оставшихся в живых членов экипажа «Декабриста» допросил капитан подводной лодки. Матрос Лобанов в тот же день умер (у него была цинга, и он находился в крайне тяжелом состоянии). Капитана Беляева забрали сразу, Наталич и Бородина сняли с острова в октябре. Выживших отправили в концлагеря в Норвегии, мужчин – в Тромсе, Наталич – в женский лагерь вблизи городка Гаммерферста. Удивительно, но всем им удалось выжить.

Вот как спустя много лет С. П. Беляев отразил этот трагический период жизни в автобиографии: «25 июля 1943 г. был снят немецкой подводной лодкой и как интернированный находился в Норвегии до окончания войны в лагере военнопленных русских, советских солдат. В лагере подвергался оскорблениям, унижениям, посылали на непосильные работы, избивали, всячески издевались. В начале 1945 г. перевезли в лагерь около небольшого города в районе Осло как штрафного и, как рассказывали немцы, нас там должны были отравить всех 10-го мая, но война в Норвегии окончилась 7-го мая, что нам спасло жизнь».

В Норвегии бывших военнопленных подлечили и отправили в Мурманск, где они подверглись тщательной проверке органов НКВД. К. Г. Горбуров в своей публикации «Герой-земляк возвращается из забвения» указывает: «По воспоминаниям жены Беляева Е. И. Кореневой, в этот период за него вступился его друг, исследователь Арктики контр-адмирал И. Д. Папанин. Пройдя со своей экспедицией дорогой моряков «Декабриста», он подтвердил их героический подвиг».

С. П. Беляев был демобилизован 1 декабря 1945 г., 20 декабря вернулся во Владивосток. В личном деле, ныне хранящемся в Петропавловск-Камчатском городском архиве, есть его заявление на имя начальника ДВГМП: «Желая продолжать службу в Госморпароходстве, прошу восстановить меня в должности капитана судна моей категории. Капитан Беляев. 18.01.46 г.». Его оформили в резерв, а в феврале Степан Поликарпович временно перешел в Востокрыбхолод, так как там не было капитанов. Здесь он работал капитаном рефрижератора «Комсомолец Арктики» до декабря этого же года, после чего вновь вернулся в ДВГМП.

В 1949 г. пароход «Бухара», капитаном которого был Степан Поликарпович, передали организованному в мае этого же года Камчатско-Чукотскому государственному морскому пароходству (КЧГМП). Некоторое время на «Бухаре» вместе с Беляевым работали Надежда Матвеевна Наталич и Василий Николаевич Бородин.

Осенью 1951 г. С. П. Беляев ушел в длительный отпуск, полагавшийся ему за несколько лет непрерывной работы. Виктор Иванович Макаров, ветеран морского транспортного флота, начинавший свою флотскую службу матросом на «Бухаре», в своих воспоминаниях «Путь к морю» указывает: «Часть отпуска он провел во Владивостоке с семьей, жившей там, а затем собирался повидаться с первой семьей, оставшейся на его родине, в городе Николаеве». В феврале 1952 г. он выехал к семье в Николаев, а 4 февраля 1952 г. умер в поезде. В некоторых публикациях указывается, что Степан Поликарпович скончался от сердечного приступа. Однако в свидетельстве о смерти, которое хранится в семье его дочери, причиной смерти указана бронхопневмония.

В 1967 г. во Владивостоке в бухте Золотой Рог был открыт мемориальный ансамбль памяти моряков торгового флота, павших в годы Великой Отечественной войны. У подножия памятника лежат 24 бронзовые плиты с названиями погибших судов. Одна из них посвящена «Декабристу», на ней выбиты 62 фамилии его моряков.

В 1975 г. в дни празднования 30-летия Победы над фашистской Германией советские моряки дизельэлектрохода «Индигирка» доставили на норвежский остров обелиск в память о погибших моряках «Декабриста». В присутствии консула СССР на Шпицбергене, норвежцев и представителей Мурманского морского пароходства на высоком южном берегу острова Надежды состоялось его открытие. На мраморном обелиске на русском и норвежском языках золотом выгравировано: «Морякам советского парохода «Декабрист», героически погибшим в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. 1942 г.».

На Камчатке Степан Поликарпович Беляев оставил о себе добрую память. В. И. Макаров так сказал о нем: «... учитывая его жизненный и профессиональный опыт, а также сложную военную судьбу, нетрудно понять, что он, как, может быть, никто другой из его коллег, умел дорожить человеческой жизнью и ответственно относился к порученному делу».

В 1968 г., в ходе подготовки к проведению всесоюзной переписи 1970 г., Петропавловский горисполком принял решение упорядочить названия улиц и нумерацию домов. Некоторые улицы получили новые названия, в том числе и 2-й Океанский проезд, который с той поры стал улицей имени капитана Беляева. В биографической справке к данному решению отмечалось: «За время своей работы Беляев зарекомендовал себя опытным судоводителем, хорошим организатором. Много сил и энергии отдал воспитанию молодых моряков, свой богатый практический опыт и знания передавал подчиненным, пользовался большим авторитетом у моряков. Сорок пять лет своей жизни отдал служению морскому флоту».

Один из паромов Камчатского морского пароходства также носил имя «Капитан Беляев». Безусловно, Степан Поликарпович Беляев достоин того, чтобы оставаться в памяти потомков. И легендарным можно назвать не только пароход «Декабрист», но и по праву его капитана».

Справка:

Ледокол «Красин»

Основные характеристики

Водоизмещение

5484 т (МК-1969); 8832 т

Длина

99,8 м

Ширина

21,64 м

Высота

12,61 м

Осадка

7,88

Двигатели

Паровая машина с водотрубным котлом, изначально на твердом топливе (уголь), после модернизации 1957 года – на жидком топливе (мазут)

Мощность

2795 кВт

Движитель

1 винт фиксированного шага с 4 съемными лопастями. После модернизации в 1957 году – 3-винтовой

Скорость хода

9,8 узла

Пароход «Декабрист»

Основные характеристики

Длина

151,5 м

Ширина

16,49 м

Осадка

8,54 м

Валовая вместимость

8000 брт.

Двигатели

ГЭУ котломашинная

Мощность

2Ч2300 и.л.с. (855 н.л.с.)

Скорость хода

до 12 узлов

Андрей БОРИСЕНКО

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."